Делаем прицеп для перевозки пчёл своими руками
Содержание:
- Плюсы” и минусы мобильного пчеловодства
- Как собрать прицеп для пчел своими руками
- Особенность кочевой пасеки с ульями лежаками
- Как сделать прицеп для перевозки пчёл своими руками
- Как сделать прицеп для перевозки пчёл своими руками
- На что влияет кочевка пчел
- Изготовление своими руками
- Разновидности
- Причины создания пчеловодами передвижных домиков
- Как подготавливают пчелиные домики к транспортированию?
- 4 Плюсы и минусы мобильного пчеловодства
- Выбор местности
- Кочевые павильоны
- Платформа для пчел своими руками
Плюсы” и минусы мобильного пчеловодства
Передвижная пасека обладает рядом преимуществ:
- способствует улучшению опыляемости медоносов (как сельскохозяйственных, так и дикорастущих) и приросту охватываемой ими площади;
- в силу разнообразия источников нектара получаемый мед отличается большим содержанием микроэлементов;
- пасечник может выбрать, возле каких растений разместить ульи для получения желаемого сорта меда;
- пчелы получают больше питания, что полезно для их жизнеспособности и прироста численности семьи;
- кочевое пчеловодство позволяет продлить медосборный сезон, охватив спектр медоносов с разными сроками цветения.
Минусом является необходимость тщательно следить за тем, чтобы ульи при перевозке не тряслись, в противном случае часть пчел может погибнуть. Минимизировать тряску можно, тщательно фиксируя сами ульи, следя за плавностью процесса езды и продумывая маршруты, стараясь выбирать ровные дороги.
Также ни в коем случае нельзя накрывать ульи, особенно при высокой температуре воздуха. Пчелам требуется достаточное количество кислорода, и его дефицит чреват гибелью насекомых.
Прицеп для пчел можно приобрести в готовом исполнении заводского изготовления. Однако существует один весомый недостаток – высокая стоимость. Для перевозки пасеки пчеловоды чаще делают самодельные устройства из списанных прицепов с/х техники или легковых автомобилей.
Как собрать прицеп для пчел своими руками
Чтобы изготовить прицеп для перевозки пчёл своими руками, для начала необходимо сделать чертёж. Также вам понадобится готовая повозка или конструкция, напоминающая тележку. Специалисты-пчеловоды рекомендуют использовать прицеп. Например, прицеп от «ОЗПТ-Сармат».
Итак, для изготовления прицепа вам понадобятся:
- труба профильная 25×50 мм. — 12 м.;
- труба профильная 20×40 мм. — 24 м.;
- уголки 4×180 мм. —2 шт.;
- уголки 4×60 мм. —10 шт.;
- железные петли — 10 шт.;
- труба круглая 20×240 мм. — 3 шт.;
- панели из пластика 10×180 см. — 20 шт.;
- лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
- подшипники — 8 шт.;
- фанера толщиной в 16 мм. для формирования дна в прицепе;
- сварочный аппарат.
Первым этапом изготовления прицепа для пчёл будет увеличение длины его основания на 1-1,5 м. Для этого понадобится профильная труба. После этого на сам прицеп нужно установить ходовую часть.
Пошаговая инструкция по сборке прицепа:
В первую очередь необходимо изготовить раму-основание для прицепа. Здесь понадобится профильная труба 25х50 мм. Габариты готовой конструкции должны быть 2,4х1,8 м
ВАЖНО! Для обеспечения максимальной надёжности прицепа, через каждые полметра необходимо закрепить профили 20х40 мм. Приваривать трубы необходимо поперёк основанию прицепа.
Следующим шагом будет закрепление полученной конструкции непосредственно к раме прицепа
Для этого понадобится сварочный аппарат. После того, как сварочные работы будут завершены, разделите полученную конструкцию на 3 части и нанесите разметку.
Дальше нужно создать движущиеся салазки, предназначенные для размещения на них ульев с пчёлами.
Из профильной трубы 25х50 мм. нужно вырезать и изготовить движимые салазки.
Далее с помощью уголков 4х60 мм. нужно сделать места для размещения ульев. Делается это путём приваривания уголков к днищу прицепа. С каждой стороны должно получиться по 5 мест для ульев.
Учитывая размещение только что приваренных уголков для ульев, на их уровне с помощью сварочного аппарата закрепить по 5 петель с каждой стороны. Они служат для фиксации погруженных на прицеп ульев и обеспечивают безопасность перевозки пчёл.
На следующем этапе необходимо выложить дно полученной конструкции листом железа. ВАЖНО! Заранее определите необходимые габариты металла, исходя из чертежа готового прицепа.
На следующем этапе понадобятся подшипники. Равномерно распределите их на раме конструкции. Это обеспечит подвижность салазок.
Теперь, когда основные движущиеся части прицепа готовы, необходимо выстелить дно конструкции фанерой толщиной 16 мм., поверх металлического листа.
Дальше приготовьте профильные трубы 20х40 для стоек. Их необходимо равномерно распределить по углам прицепа и приварить. Длина труб при этом должна быть не менее 1,55 м.
Там, где будут размещаться салазки с каждой стороны готовой конструкции, приварите по 2 стойки из той же профильной трубы 20х40 мм. Высота стоек при этом должна быть 1,65м.
Теперь практический готовый прицеп нужно укрепить трубой (круглой) 20х240. При этом её необходимо фиксировать через дышло конструкции.
К только что установленной трубе приварите по 2 уголка 4х180 с каждой стороны.
Вот и всё! Ваш прицеп для транспортировки пчёл готов. Последним этапом работ будет создание основания для тента. Для этого используйте все оставшиеся уголки. В качества тента можно использовать пластиковые панели.
Каждый пчеловод со стажем просто обязан иметь в своём распоряжении прицеп для транспортировки пчёл и ульев, чтобы обеспечить им комфортный переезд и получать максимальный «урожай» мёда.
Особенность кочевой пасеки с ульями лежаками
Ульи лежаки имеют горизонтальное устройство. Выпускают с 10, 12, 15, 20, 25 рамками. Чаще используются в стационарном пчеловодстве, но, любители кочевать со своей пасекой на медосбор, также применяют такую конструкцию.
Преимущества ульев лежаков:
- Удобны при перевозке, более устойчивы, не могут опрокинуться.
- Имеют простую конструкцию, широкий удобный леток.
- Имеют плоскую крышу. Компактно располагаются в транспорте.
- В них быстро наращивается масса пчелиной семьи.
- Количество меда в 2 раза превышает показатели по другим ульям.
- С ними легче предупредить роение.
- Удобны при переноске вдвоем.
Смотрите видео об особенностях конструкции ульев лежаков
https://youtube.com/watch?v=hRTCGU3gVdQ
Так выглядит улей лежак
Как сделать прицеп для перевозки пчёл своими руками
Для самостоятельного изготовления прицепа необходимо подготовить чертёж платформы. Для основы изделия необходимо взять повозку, отличным вариантом будет старый образец прицепа от «ОЗПТ-Сармат».
Для изготовления платформы необходимы следующие материалы и инструменты:
- труба профильная 25×50 мм — 12 м;
- труба профильная 20×40 мм — 24 м;
- уголки 4×180 мм —2 шт.;
- уголки 4×60 мм —10 шт.;
- железные петли — 10 шт.;
- труба круглая 20×240 мм — 3 шт.;
- панели из пластика 10×180 см — 20 шт.;
- лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
- подшипники — 8 шт.;
- фанера толщиной в 16 мм для формировки дна в прицепе;
- сварочный аппарат.
Изготовление платформы необходимо начать с удлинения рамы на 1 м профильной трубой и установки ходовой части на прицеп.
Знаете ли вы? Пчела способна распознать запах цветка на расстоянии 1 км.
Пошаговая сборка платформы:
- Из профильной трубы 25×50 мм сделать раму размерами 2,4×1,8 м. Чтобы обеспечить прочность конструкции, через каждые 0,5 м поперечно приварить трубы меньшего сечения (20×40 мм).
- Используя сварочный аппарат, приварить полученную конструкцию к повозке. Произвести разметку полученной платформы на 3 части.
- Для расположения пчелиных домиков внизу платформы сконструировать выдвижные салазки.
- Раму для салазок изготовить из профильной трубы 25×50 мм.
- Используя 10 уголков 4×60 см, которые крепятся к днищу конструкции, распределить места для ульев, по 5 с каждой стороны.
- По обе стороны бортов установить по 5 железных петель для стягивания ульев.
- Днище рамы выстлать листом стали.
- Подшипники рассредоточить по раме для обеспечения подвижности салазок.
- Днище платформы укрыть поверх стального листа фанерой.
- По углам рамы приварить стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,55 м.
- На месте расположения салазок с каждого бока платформы установить по 2 стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,65 м.
- Дышло полученной конструкции укрепить круглой трубой размером 20×240 см, пропуская её к середине платформы.
- Под наклоном приварить по 2 уголка размером 4×180 см к дышлу.
- Из оставшихся уголков соорудить навес, покрыть его панелями из пластика.
Как сделать прицеп для перевозки пчёл своими руками
Каждый пчеловод знает, что смена местоположения ульев является одним из главных условий для нормального функционирования и развития пчелиных колоний. Кроме того, изменение среды обитания влияет на качественные показатели мёда. Часто медоносные поля располагаются вдали от пасеки, и пчёлам сложно преодолевать длинный путь.
Далёкие вылеты также влияют на производительность труда медоносных пчёл, ведь чем дальше они летают за нектаром, тем меньше сбор мёда. Чтобы улучшить качественные показатели медосбора и увеличить популяцию, перевозку пчелиных ульев необходимо осуществлять осенью или весной, что существенно уменьшит потери среди насекомых при переезде.
Пчёлы испытывают меньший дискомфорт, ведь температура внутри домика будет снижена. Перемещать пасеку нужно в направлении региона, где растёт как можно большее число различных медоносов — чем больше цветущих культур расположено вблизи ульев, тем больше сбора получит пасечник.
Важно! Необходимо соблюдать минимальное расстояние перевозки ульев в 4 км, иначе некоторые пчёлы будут возвращаться на прежнее место, и это может разрушить колонию
Для изготовления платформы необходимы следующие материалы и инструменты:
- труба профильная 25×50 мм — 12 м;
- труба профильная 20×40 мм — 24 м;
- уголки 4×180 мм —2 шт.;
- уголки 4×60 мм —10 шт.;
- железные петли — 10 шт.;
- труба круглая 20×240 мм — 3 шт.;
- панели из пластика 10×180 см — 20 шт.;
- лист стали, размер которого рассчитан по чертежу в зависимости от габаритов изделия;
- подшипники — 8 шт.;
- фанера толщиной в 16 мм для формировки дна в прицепе;
- сварочный аппарат.
Изготовление платформы необходимо начать с удлинения рамы на 1 м профильной трубой и установки ходовой части на прицеп.
Знаете ли вы? Пчела способна распознать запах цветка на расстоянии 1 км.
Пошаговая сборка платформы:
- Из профильной трубы 25×50 мм сделать раму размерами 2,4×1,8 м. Чтобы обеспечить прочность конструкции, через каждые 0,5 м поперечно приварить трубы меньшего сечения (20×40 мм).
- Используя сварочный аппарат, приварить полученную конструкцию к повозке. Произвести разметку полученной платформы на 3 части.
- Для расположения пчелиных домиков внизу платформы сконструировать выдвижные салазки.
- Раму для салазок изготовить из профильной трубы 25×50 мм.
- Используя 10 уголков 4×60 см, которые крепятся к днищу конструкции, распределить места для ульев, по 5 с каждой стороны.
- По обе стороны бортов установить по 5 железных петель для стягивания ульев.
- Днище рамы выстлать листом стали.
- Подшипники рассредоточить по раме для обеспечения подвижности салазок.
- Днище платформы укрыть поверх стального листа фанерой.
- По углам рамы приварить стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,55 м.
- На месте расположения салазок с каждого бока платформы установить по 2 стойки из профильной трубы 20×40 мм высотой 1,65 м.
- Дышло полученной конструкции укрепить круглой трубой размером 20×240 см, пропуская её к середине платформы.
- Под наклоном приварить по 2 уголка размером 4×180 см к дышлу.
- Из оставшихся уголков соорудить навес, покрыть его панелями из пластика.
На что влияет кочевка пчел
- Так как в южных областях все культуры зацветают на несколько недель раньше, чем в северных, перевозка ульев из одного региона в другой (в меридиональном направлении) позволяет продлить сроки медосбора с растений одного и того же вида. То же относится и к перемещению пасеки от подножия гор ближе к их вершинам, либо перевозке ее с южной стороны хребта на его северные склоны.
- Перемещение ульев на относительно небольшие расстояния, например от акациевой посадки к гречишному полю, дает возможность получить за один сезон несколько сборов чистосортного, а потому особо ценного меда разных видов.
- Кочевка позволяет избежать конкуренции между пчелами, возникающей в том случае, если поблизости с вашей пасекой стоит еще пять-семь соседских.
- В поисках нектара пчелы могут удаляться от своего дома на 5-6 км, но делают они это лишь в случае крайней необходимости. Обычная дальность полета «крылатых тружениц» — 2, максимум 3 км. Поэтому если в радиусе этих самых трех километров вокруг пасеки все нектароносные растения уже отцвели (еще не зацвели, погибли от непогоды или болезней), ежедневно отправляющиеся «за добычей» пчелы возвращаются в ульи без взятка. В такие безвзяточные периоды насекомые становятся очень злобными, жалят, кого ни попадя, роятся, подворовывают запасы у соседних пчелосемей, а то и вовсе грабят их и убивают. Перевоз ульев в другое, «цветущее» место, позволяет загрузить пчел работой и заодно решает все вышеперечисленные проблемы.
Выстраивание маточников пчелами
Изготовление своими руками
Двухколёсная
Двухколёсную деревянную тележку своими руками сделать достаточно просто. Для этого не понадобится оборудование для резки металла или сварочный аппарат. Обработка дерева осуществляется стандартными инструментами. Но прочность, вместимость и долговечность таких тележек значительно уступает металлическим изделиям с большим количеством колёс. Пошаговый алгоритм создания выглядит следующим образом:
- Для изготовления рамы надо использовать толстые доски (не менее 70 х 70 мм.). В углы каркаса загоняют шурупы, рамную конструкцию укрепляют дополнительными перекрытиями.
- Следует прикрутить две рейки для подшипников к нижней части каркаса. Затем – закрепить колёса.
- Ручку желательно изготовить из металла. Это сделает тележку более стойкой к нагрузкам. Для этого можно использовать руль от старого велосипеда или длинную металлическую палку.
- Затем на раму следует установить борты из досок. От их величины зависит вместимость тележки. Прочность конструкции обеспечивает надёжная рама и прочно установленные колёса.
Двухколёсная тележка с колёсами от велосипеда будет достаточно устойчива
Четырёхколёсная
Четырёхколёсная тележка имеет следующие преимущества: вместимость, прочность и долголетие. Такие коляски изготавливают из металла, так как другой материал не выдержит больших нагрузок. Четырёхколёсные металлические коляски, сделанные своими руками, могут перевозить грузы весом до 100 кг. Для изготовления потребуется слесарный набор инструментов. Пошаговый алгоритм создания четырёхколёсной тележки своими руками выглядит следующим образом:
- Сначала следует изготовить ёмкость для груза. Если перевозится жидкость, то надо проверить герметичность конструкции.
- Для установки каркаса придётся использовать сварочный аппарат. К раме следует приварить ручку. Для изготовления рамы подойдут обрезки труб.
- Необходимо заранее произвести все замеры грузовой платформы. В случае с изготовлением четырёхколёсной платформенной тележки размер рамы зависит от габаритов ёмкости для груза.
- Затем к нижней части рамы надо приварить колёса.
- Далее следует позаботиться о грузоподъёмности конструкции. Пневматические колёса могут увеличить грузоподъёмность тележки до 80 кг.
Металлические трубы обеспечивают высокую грузоподъёмность
Видео: «Собираем четырёхколёсную платформенную тележку»
Складная
Складная тележка, сделанная своими руками, выдерживает грузы до 50 кг. Её основное преимущество — компактность. Пошаговая инструкция по изготовлению складной тележки выглядит следующим образом:
- Для изготовления выбирайте трубы толщиной от 2 мм.
- Необходимо сделать чертежи рамы натуральной величины, чтобы пользоваться ими как шаблоном при сгибании труб.
- Втулки шарнира привариваются к рамке площадки.
- Затем втулки привариваются к основной раме.
- Все швы надо очистить и заполировать.
Рис.1 Конструкция складной тележки: 1- ручка в убранном положении, 2- втулка ручки, 3- рама, 4- поперечины, 5- колесо, 7- пространство для груза, 8- поперечины пространства, 9- фиксатор, 10- ось, 11- втулка грузовой площадки, 12- втулка рамы
Разновидности
На сегодняшний день существуют следующие виды прицепов, которые используют для того, чтобы бы осуществить перевозку пчел с ульями на близкое и дальнее расстояния:
- Прицеп для перевозки ульев, крепящийся на легковую машину.
- Специальная платформа, на которую можно выставить домики.
- Специально сконструированный пчелопавильон.
Для легкового авто
Именно легковые авто можно использовать для кочевого пчеловодства, когда пасека не слишком большая и перевезти ее нужно на незначительное расстояние.
Но необходимо учитывать следующие особенности, которые помогут сохранить насекомых в рабочем состоянии и не допустив у них лишнего стресса:
- На днище пчелоприцепа выкладывают какой-либо амортизационный материал, например, солому. Она снижает интенсивную вибрацию домиков.
- Размещать ульи таким образом, чтобы соты в рамках располагались торцом по ходу движения, а не всей плоскостью.
- Между двумя соседними домиками необходимо выдержать при постановке на пчелоприцеп расстояние минимум в 10 см.
- При погрузке и разгрузке ульев на прицеп для легкового автомобиля, соблюдать все меры безопасности и стараться излишне не трясти и не наклонять ульи.
- Рамы должны быть максимально жестко закреплены, чтобы они оставались в неподвижном состоянии.
- При движении пчеловодческий прицеп для легкового автомобиля должен идти со скоростью не более 50 км/ч.
Для грузового авто
Для грузового авто может быть оборудован специальный прицеп для перевозки пчел с ульями. Он может покупным или самодельным. Отлично, если продуман погрузчик для ульев или специальный манипулятор. Это существенно облегчит выгрузку и погрузку домиков.
Платформа
Так как перевозить пчел можно и на платформе, следует учитывать, что она может быть одноосной или двухосной и располагать в себе одновременно до 50 конструкций.
Преимущества ее использования заключаются в:
- Возможности создания многоярусной конструкции размещения домиков.
- За счет верхнего каркаса можно натянуть специальное укрытие, которое защитит пчелосемьи от палящего солнца или дождя.
Павильон
Удобно перевозить пчел в специально оборудованных платформах. Они могут быть следующих видов:
- Стационарные. В этом случае конструкция не имеет колес, а выставляется на определенное место, где и обслуживается пасечником. Вывозится один раз на длительный промежуток времени.
- Передвижная платформа для перевозки пчел. Имеет колесную базу. Оснащена рабочей и бытовой частью.
- Кассетная платформа для перевозки ульев имеет специально отведенные секции (ячейки) под домики.
Причины создания пчеловодами передвижных домиков
Главная причина создания кочевых пасек, — это, конечно, продление периода медосбора и обеспечение пчёл полноценным кормом, который на постоянной основе далеко не всегда есть в пределах доступности насекомого при его стационарном содержании (это расстояние традиционно рассчитывается как площадь в радиусе 3 км от улья).
Иногда, впрочем, перевозка пчёл с места на место обусловливается и вынужденными обстоятельствами, такими, например, как:
- несогласие соседей по участку на близость пасеки, что может порождать серьёзные конфликты;
- наличие аллергии на пчелиный яд у кого-то из членов семьи, делающей контакт с пчёлами по-настоящему опасным;
- слишком высокая конкуренция между пчеловодами в рамках одного и того же участка;
- массовое применение пестицидов и других опасных химических веществ на полях или объектах, расположенных в радиусе охоты пчёл, что не только отрицательно сказывается на качестве мёда, но и может привести к полной гибели семьи.
Как подготавливают пчелиные домики к транспортированию?
Перевозка ульев является трудоемким процессом, требующим от задействованных лиц особых знаний и соответствующего опыта. Если условия будут неблагоприятными, что повлечет повышение температуры и уровня влажности в домиках, у насекомых будет отмечаться паническое настроение, которое приводит к нехорошим, а порой и трагическим последствиям.
Следовательно, крайне важно для сохранения в целостности ульев, жизни каждого насекомого и предотвращения угрозы лицам, задействованным в транспортировании, соблюдать ряд правил и меры предосторожности
Если планируется переезд на дальнее расстояние, то следует принять во внимание следующие рекомендации. Перевозки лучше всего осуществлять ранним утром или в ночное время суток (особенно, если транспортирование происходит летом)
У насекомых отмечается плохая реакция на жару.
Когда невозможно выполнить перевозку одним рейсом ночью, то не стоит переживать. В этом случае прицеп с ульями на день накрывают тентом. Данный материал выступит защитой от палящего солнца и исключит перегрев.
Специалисты рекомендуют усиливать вентиляцию гнезд. Решение поспособствует минимизации риска увеличения температуры в пчелодомиках. Для обеспечения дополнительного пространства потребуется увеличить объем улья на 1 корпус или произвести замену дощатого «потолка» на решетчатую раму.
Медоносы нуждаются в дополнительной защите от травм. Следует проконтролировать, чтобы никакие предметы на них не упали. Для этого проверяют надежность фиксации сот, затворов и прочих составных узлов домика.
Прежде, чем приступать к погрузке на платформу, насекомых загоняют в ульи. Порой по доброй воле они сами не идут. В этом случае прибегают к дымарю. Посредством дымовой струи загон медоносов будет более быстрым. После того как все пчелы окажутся на месте, домик проветривают. На этом подготовительный этап можно считать завершенным.
4 Плюсы и минусы мобильного пчеловодства
Такой метод содержания и разведения насекомых востребован многими хозяйствами. Он имеет как преимущества, так и недостатки.
Положительные качества:
- 1. Кочевой метод ведения хозяйства помогает развитию пчел. Этот процесс ярко выражен в середине весны.
- 2. Перемещение домиков на новые места в районы цветения медоносных растений обеспечивает насекомых нужным количеством сока. При этом увеличение меда (его выработка пчелами) идет естественным путем, и фермер получает прибыль, фактически «не прикладывая рук». Для окупаемости процесса необходимо, чтобы при кочевом образе жизнь пчел с 1 улья собиралось около 5-6 кг качественного продукта.
- 3. Сезон медосбора при кочевом пчеловодстве начинается ранней весной, задолго до выпуска рабочих насекомых пасечниками, имеющими в своих хозяйствах стационарные улья. А заканчивается сбор позже других, ведь можно отвезти пчел к растениям, которые хоть и расположены в отдалении, но еще медоносят. Это происходит из-за разного срока цветения деревьев, кустарников и цветов, сладкий сок в которых появляется в определенные месяцы и даже числа.
- 4. Самостоятельный выбор локализации домика для насекомых помогает фермеру-пчеловоду более детально обдумать, каков будет результат его продукции. Это позволит обеспечить надлежащее качество полученного меда.
Несмотря на преимущества мобильного жилища для пчел, необходимо осветить и минусы ведения кочевого хозяйства этим методом.
Недостатки перевозимых хозяйств:
- 1. Обязательно надо иметь в домике все необходимые материалы и приспособления постоянно. Ведь они нужны для успешного ведения хозяйства и ремонта. Пчеловоду придется жить без обычных бытовых удобств. Его основным жилищем становится маленький домик, палатка, «бытовка» или кабина автомобиля.
- 2. Пасечник должен отлично ориентироваться по карте, прекрасно знать места, где растут медоносы и когда они зацветают.
- 3. В обязанности фермера входит уход за домиками, контролирование и охрана пасеки от разнообразных посетителей. Не все хозяева могут с этим самостоятельно справиться, и они вынуждены нанимать работника. А это новые затраты.
- 4. Очень часто при перевозке пчел у хозяина пасеки требуют определенные документы. Эти бумаги необходимы для разрешения посещения какой-либо локализации, привлекательной для пчел. Их требуют при установке на этом новом месте ульев.
Об этой документации надо позаботиться зимой. А весной, к началу цветения первых медоносов пчеловод-кочевник должен подготовить транспорт и быть готов отправиться в путь.
Выбор местности
Одним из факторов, влияющих на сбор урожая, является выбор местности. При установке кочевой пасеки необходимо ориентироваться на регион, в котором на данный момент имеется большое количество медоносов. Чем больше цветущих растений расположено вблизи от пасеки, тем больше пчелы смогут принести меда.
Пасека предполагает группу ульев. Поэтому место планируемой остановки должно включать большую площадку с ровной поверхностью, где они будут установлены. Зона, на которой будет размещена пасека, должна быть защищена от:
- сквозняка;
- дождя;
- сырости;
- ветра;
- прямых солнечных лучей (при высокой летней температуре).
Если рядом уже размещены пасеки, необходимо проверить, не наложен ли на них карантин из-за заражения. Если пчелы будут работать в неблагоприятных условиях, не только уменьшится сбор медового урожая, но и появится риск их гибели.
Перед выбором места размещения пасеки необходимо внимательно изучить его медоносный потенциал. Чем больше на нем будет находиться растений, используемых пчелами в период цветения, тем реже придется переезжать. Ульи рекомендуется размещать как можно дальше от дорог, предприятий и мест проживания людей.
Кочевые павильоны
Кочевой павильон – специально оборудованный для транспортировки пчел прицеп грузового авто. Такое устройство позволяет мобильно и оперативно перевозить пчел с места на место. Кочевые павильоны имеют и другие преимущества:
- комфортные и удобные условия для пчеловода;
- формирование оптимальных условий для проживания пчел (чистота, минимальный уровень влаги, подходящая температура);
- простой вывод маток;
- отсутствие необходимости разбирать ульи для сборки меда;
- защита от кражи;
- комфортные условия для зимовки и разведения.
Главное преимущество кочевых павильонов – отсутствие необходимости в погрузке и разгрузке ульев. Несмотря на наличие плюсов, у подобного способа перевозки пчел имеются и минусы. Список недостатков включает:
- малое пространство и количество света;
- повышенную температуру в летнее время года;
- низкий уровень облета маток;
- злое и раздражительное поведение пчел;
- большой размер денежных средств, необходимых для обустройства;
- риск массовой заболеваемости пчел.
Недостаток света можно решить благодаря обустройству дополнительных окон и люков. Чтобы увеличить пространство в павильоне, следует использовать широкие и длинные прицепы. Для снижения температуры стены павильона и ульев необходимо покрасить в белый цвет, а в дне прицепа организовать вентиляцию.
Узнать подробнее об особенностях кочевого пчеловодства с использованием павильонов можно, посмотрев данное видео:
Платформа для пчел своими руками
Лучшим вариантом считается платформа для пчел из-за большей вместимости ульев. Вдобавок на прицепном устройстве домики остаются стоять после приезда на место стоянки.
Чертежи, инструменты, материалы
При изготовлении платформы понадобятся аналогичные инструменты и материалы, что использовались для сборки прицепа. Чертеж отличается размерами. Платформу обязательно оснащают двумя колесными парами, высокими съемными бортами. По желанию делают крышу и выдвижную площадку.
Процесс сборки
Для получения платформы, стандартные прицепы легкового автомобиля для пчеловодства подвергают переделке:
- Первым делом удлиняют раму минимум на 1 м, приварив дополнительные заготовки из профиля и трубы.
- Мост и рессоры используют от автомобиля УАЗ.
- Раму поперек визуально разделяют на участки. Обычно их 3 штуки шириной по 60 см. Из квадратной трубы сваривают выдвижную рамку для ульев. Ставят ее на салазки.
- Под ульи из уголка сваривают рамки, крепят к платформе. Днище заваривают листовым металлом.
- Колесика выдвижного механизма общей рамки для ульев делают из подшипников. Их распределяют равномерно по конструкции.
- Пол платформы настилают из доски. Вдоль боковых бортов приваривают петли для стягивания ульев лентами.
- Стойки бортов приваривают по углам рамы и центру, где располагаются салазки. Дышло платформы усиливают трубой сечением 40 мм.
- Каркас крыши сваривают с уголка. Обязательно выдерживают уклон, чтобы стекала дождевая вода.
Финалом работ является укладка кровельного материала. Обычно применяют жесть, оцинковку, профнастил.