Упряжка

Чистка и хранение

Для хранения конной амуниции не подходят пыльные и сырые помещения. Следует избегать попадания прямых солнечных лучей на сбрую. Экипировку хранят в теплом сухом и проветриваемом помещении. Некоторые особенности ухода:

  1. Тканевые изделия периодически стирают и просушивают.
  2. После каждого снятия элементы протираются от загрязнений.
  3. После езды в погоду с осадками сбруя вытирается насухо.
  4. Элементы из металла следует мыть и тщательно натирать, чтобы они блестели.
  5. Труднодоступные участки седла обрабатываются вспененной губкой, а основную поверхность чистят крем-мылом, после чего вытирают. Перед сушкой седло следует разобрать.
  6. От частого воздействия воды кожаные элементы становятся жесткими, на них формируются заломы. Влажную чистку достаточно делать 1 раз в неделю.
  7. Уздечки очищаются регулярно. Допускается мыть ремни в емкости с мыльным раствором, после чего насухо вытирать.
  8. Подпруги, бинты и ногавки вычищают щеткой после высыхания.
  9. После снятия седла вальтрап необходимо просушить. Для этого его переворачивают.

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники — самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони — за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи — дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Секреты запряжки лошади в русскую упряжь.

Европейская упряжь. Фильм второй. Запряжка

Курская мастерица шьет упряжь для лошадей

Значение слова «упряжь» в словарях русского языка

упряжь:

Википедия

I ж.Совокупность предметов и приспособлений для запряжки лошадей или другой живой тяги. II ж. устар.Сцепное устройство у вагонов.

Большой современный толковый словарь русского языка

1. ж. Совокупность предметов и приспособлений для запряжки лошадей или другой живой тяги.

2. ж. устар. Сцепное устройство у вагонов.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

совокупность принадлежностей для соединения животного с повозкой, сбруя Конская у.

Словарь русского языка Ожегова

(сбруя) , приспособление для управления лошадью, волом, оленем, собакой и другими животными и для использования их силы на работах (под седлом, вьюком, в повозке, с сельскохозяйственными орудиями). Одноконная дуговая упряжь состоит из хомута, дуги, седелки с подпругой, чересседельника, подбрюшника, шлеи, узды и вожжей. Основная часть сбруи верховой лошади — седло.

Современный толковый словарь, БСЭ

упряжь

1. ж. Совокупность предметов и приспособлений для запряжки лошадей или другой живой тяги.

2. ж. устар. Сцепное устройство у вагонов.

Толковый словарь Ефремовой

упряжи, мн. нет, ж.

1. Совокупность приспособлений и предметов для запряжки лошадей или другой живой тяги. Конская упряжь. Шорная упряжь.

2. Сцепное устройство у вагонов (ж.-д.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

сбруя, приспособления для запряжки лошадей или др. упряжных животных (вол, верблюд, олень, собака и др.) с целью управления ими на работах в повозках и с.-х. орудиях, под вьюком, а также в верховой езде. У. для лошади в зависимости от вида запряжки подразделяют на одноконную и пароконную, дуговую и бездуговую. В одноконную дуговую У. входят хомут с гужами и супонью, седёлка с подпругой, чересседельник, подбрюшник, дуга , шлея , уздечка с удилами и поводьями, вожжи; в одноконную бездуговую v хомут с гужевыми мочками, за которые крепят постромки, вместо гужей ремённые горты, скрепляющие хомут с оглоблями. Пароконная У. для дышловой запряжки состоит из хомутов, нагрудных ремней, постромок, шлей, уздечек с удилами и парных вожжей. В некоторых запряжках хомут заменяют шоркой. Основная часть сбруи верховых лошадей v седло . Воловая парная У. представляет собой деревянное ярмо, надеваемое на шею и прикрепляемое к дышлу. Верблюжья У. состоит из уздечки, вожжей и шлейки. Оленья и собачья У. в нартах v шлейка с одной постромкой; управляют оленями шестом или одной вожжой. В собачьих У. вожжей нет. Неправильно изготовленная или плохо подогнанная У. вызывает намины и повреждения кожи животного, что снижает его работоспособность. С. В. Афанасьев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Амуниция для всадника

Экипировка для всадников бывает нескольких вариантов: любительская, классическая, спортивная.

Знаете ли вы? В XVIII столетии в Британии стала популярной охота на лис. Во время погони за добычей было не удобно держаться в старом седле, предназначенном для тяжёлых рыцарей, поэтому англичане занялись вплотную облегчением этого элемента экипировки и смогли создать экземпляр весом в 500 г. Так появилось классическое английское седло.Для любительских занятий верховой езды можно облачиться в:

  • джинсы;
  • рубашку;
  • жилетку;
  • удобную обувь без застёжек и прочих украшений, с небольшим квадратным каблуком;
  • каску.

Элементы классической экипировки таковы:

  • бриджи (лосины);
  • сапоги для верховой езды либо ботинки и карги;
  • рубашка с охотничьим галстуком;
  • пиджак-редингтон;
  • каска;
  • перчатки;
  • хлыст.

Спортивная экипировка:

  • бриджи;
  • рубашка;
  • галстук;
  • перчатки (белые);
  • каска (чёрная);
  • сапоги (чёрные);
  • пиджак-редингтон (красный, синий, чёрный, зелёный), на выездке заменяется на фрак.

Амуниция для лошади очень важна как для неё самой, так и для человека. От правильности её подбора будет зависеть здоровье животного, а также безопасность — его и наездника. Соответственно, хоть некоторые её элементы можно изготовить самостоятельно, лучше приобрести их готовыми в специальных магазинах, особенно, если вы никогда не сталкивались с изготовлением упряжи.

Русские или дуговые одноконные упряжи

Дуговые упряжи, исходя из названия, отличаются от остальных видов именно дугой. Они изготавливаются из дерева при помощи специального старинного способа сгибания и нужны, чтобы удерживать гужи вокруг оглобель. Гужи нужны для того, чтобы скреплять оглобли с хомутом. Ранее в России изготовление дуг доверяли специальным мастерам, поскольку приходилось заниматься не только правильным подбором дерева, но также и подготовкой. Дуги, как часть упряжи, должны быть одновременно чрезвычайно легкими и прочными.

Вьючные и упряжные козлы

В конструкцию дуговой упряжи входит:

  • Дуга;
  • Хомут;
  • Шлея;
  • Седелка;
  • Чересседельник;
  • Подбрюшник;
  • Уздечка с вожжами.

Элементы упряжи описывались выше, а сейчас рассмотрим порядок запряжки лошади на примере одноконной русской сбруи:

  1. Лошадь нужно почистить.
  2. Осмотреть все элементы сбруи на предмет потёртостей, неисправностей, несоответствия длины гужей — такие вещи необходимо исправить или заменить.
  3. Соединённые кольцом чересседельник и подбрюшник пропустить через это кольцо, а получившуюся петлю набросить на оглоблю.
  4. На животное надеть хомут, узду и седёлку, которая располагается в нижней части холки.
  5. Шлею расправить на холке и натянуть так, чтобы между её ремешками и седалищным бугром помещалась ладонь.
  6. Далее конь входит в оглоблю: перешагиванием, задним ходом, либо систему попросту надевают на него.
  7. Для установки дуги её ставят около правого копыта коня, а гуж перекручивают до необходимого размера и оставляют возле окончания оглобли.
  8. Дугу следует вставить в гужевую петлю левой стороной, а правую сторону перекинуть через оглоблю — таким образом дуга должна попасть на шею лошади.
  9. Вторую оглоблю вставить в дугу и прикрепить к ней гужевой петлёй.
  10. Хомут нужно затягивать до тех пор, пока угол между оглоблей и дугой не составит 90°.
  11. Коня привязать к левой оглобле и вставить хомут при отшагивании животного.
  12. Надеть головную часть упряжи, при которой лошадь должна свободно поднимать голову.
  13. В конце запряжки вожжи прикрепить к удилам, причём один ремень провести под гужом, а второй — над ним.

Важно! Хомут надевают вверх клещами и лишь потом переворачивают в правильное положение. Так можно правильно охватить животное без излишнего движения хомута по чувствительной шее. Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях

Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

Выбор коней для запряжки основывается их на выносливости и умственных способностях. Жёстко запряжённые с дышлом и оглоблями особи не слишком способны демонстрировать свой норов и, скорее всего, подчинятся командам возницы.Выбор сбруи проводится под определённые цели (при этом нужно учитывать и физические данные лошадей):

  • полевые работы;
  • перевозка людей или грузов;
  • спортивные и выставочные мероприятия;
  • исторические реконструкции;
  • экскурсионное обслуживание.

В наше время лошади стали уже достаточно экзотическими животными, встретить которых, даже пасущимися в поле, является большой редкостью. А специалистов, которые разбираются в конской сбруе, осталось и вовсе мало. Хотя правильный подбор и настройка упряжи важны как для здоровья животного, так и для спокойствия его хозяина.

Элементы и конструкция упряжки

Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.

Современная сбруя включает в себя несколько элементов, использующихся в разных ситуациях.

Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.

Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.

Кроме стандартной уздечки, используют кавессон. Он не предусматривает железного удила. Обычно используют при тренировках на корте.

Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.

Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.

Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.

Внешне выглядит как набор ремней, зафиксированных на лошади в разных направлениях. Один ремень идет по крупу, два ремня расположены по бокам и еще два проходят под крупом лошади.

Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.

С помощью седёлки можно снять часть нагрузки с лошади (для этого используют горбатую седёлку) или увеличить её тягу. Иногда седёлка снабжена кольцами.

Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.

Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Для правильного облачения коня необходимо выполнить ряд действий:

Проверить элементы сбруи на наличие разрывов и потертостей, выровнять длину гужей.

Надеть уздечку через уши лошади. Для этого зайти с левой стороны от коня и, удерживая животное левой рукой, правой зафиксировать ремень узды.

Ввести удила через тот край, где отсутствуют зубы. В такой момент лошадь инстинктивно открывает пасть. Зимой удила следует прогревать перед использованием.

Резким движением положить седелку ближе к холке питомца, затем сдвинуть на подходящее место. Эта процедура расправляет шерсть под седельным потником.

Хорошо подтянуть подпругу, чтобы при движении лошади седелка не съезжала и не натирала мягкие ткани.

Надеть хомут вверх ногами и шлею. Расправить шлею, после чего привести хомут в надлежащее положение

Во время этой процедуры важно следить за укладкой конской гривы. Запрещается разворачивать хомут против укладки.

Надеть на коня оглобли, затем заложить дугу и зафиксировать оглобли на дуге с помощью гужей.

Затянуть супонь для ее перпендикулярного нахождения по отношению к оглоблям

Собрать концы супони в петлю, быстро распускаемую при необходимости.

Через седельные скобы и мочки подпруги продеть чересседельник, его конец привязать к правой оглобле. Проверить прочность устройства.

Завязать подбрюшник, но так, чтобы оглобли при езде не двигались вверх-вниз. Это может травмировать скакуна и доставить неудобства всаднику.

Обязательно почитайте:

Какую скорость развивает лошадь: средние и максимальные показатели, самая быстрая порода

Виды сбруи

Выделяют разные типы конской амуниции, предназначенные для разного количества лошадей. Выбор зависит от целей:

  • Транспортная сбруя — нужна, когда в упряжке несколько животных.
  • Сельскохозяйственная — предназначена для одного или двух коней.
  • Выездная — нужна для развлечений, гуляний. Такая упряжь для лошади рассчитана на разное число скакунов.

Одноконная

Сбруя для единственного животного в упряжке имеет стандартный набор: уздечка, вожжи, хомут для лошади и прочее. В одноконной амуниции иногда встречаются варианты без дуги. В этом случае главный элемент, на котором держится повозка, — шлея. Она принимает на себя основную тяжесть.

В одноконной русской запряжке применяют и постромки. В этом случае нередко берут короткие оглобли. Крепятся они не к хомуту, а к седелке.

Тачаночная

Сегодня редко встречаются четверки лошадей. В начале прошлого века они были популярны. Для военных нужд использовали тачанки — повозки с рессорами и станковым пулеметом. Тачаночная амуниция рассчитывалась не всегда на четырех коней. Иногда в упряжке их было два или три.

В состав сбруи входили постромки и дышло. Пару лошадей крепили по обе стороны от одиночной оглобли. Оставшихся боковых животных пристегивали за постромки, крепившиеся к вагам. У тачанок была высокая скорость передвижения.

Постромочно-дышловая

Этот тип содержит те же элементы, что и тачаночный. Постромочно-дышловая упряжка нужна при использовании телеги. Коней, как правило, — двое. Такая экипировка удобна:

  • обеспечивает относительную безопасность, например, на крутых спусках;
  • работоспособность лошадей растет.

Надевать сбрую нужно правильно. Если сильно натянуть крепления, конструкцию перекосит. Иногда кони получают травмы из-за того, что дышло давит на хомут

Важно подтянуть ремни, в том числе — чересседельник

Постромочная

Существует вид сбруи без дуги и оглобель. Его применяют в постромочной упряжке. Упряжь отличается простотой и часто используется, в том числе и в сельском хозяйстве. Лошадиную силу здесь передают постромки и хомут.

Такая сбруя не всегда удобна в использовании, а иногда даже опасна. Во время движения по прямой повозка может не удержаться на спусках. Животные получают травмы, хозяевам это тоже обещает проблемы. Специалисты рекомендуют модернизировать экипировку — обзавестись тормозами.

Из плюсов такой амуниции — малый вес, что облегчает работу лошади.

Постромочную упряжь используют для телег, в том числе — экипажей. Фермеры с помощью такой сбруи запрягают коней в плуг, борону. В сельском хозяйстве лошадь делает большое усилие, поэтому риск наката, травмы меньше.

Комбинированная

Выделяют упряжь для европейского способа запряжки. Ее называют комбинированной. В состав амуниции входят оглобли и дышло с постромками. Тщательно подбирают снаряжение для каждого из животных, а их здесь — 6–8. Кони должны быть подходящего роста, примерно одинаковой силы

Особенно важно экипировать коренников — высоких и самых крепких животных в упряжке. Вместе с ними работают пристяжные, которых присоединяют постромками

Эти лошади отвечают за повороты. Направление определяют выносные кони. Их тоже пристегивают постромками.

Цуг

Встречается сбруя и для других редких способов запряжки. К ним относят, например, цуг, изобретенный в Германии. Таким способом запрягали, как правило, лошадей одной и той же масти. Сегодня цуг почти нигде не встречается. Его можно увидеть на съемках фильмов, прогулках или исторических шоу.

Цуг напоминает постромочно-дышловой способ запряжки. Лошади идут одна за другой (гуськом) или парами. От цуга отказались, в основном, потому, что кони двигаются медленно.

Комплект сбруи предназначен для 6 или 8 животных, 4 из которых — выносные. При запряжке используют дышло. К нему пристегивают пару коренников.

Как правильно запрячь в сани или телегу?

Повторяйте действия по цифрам из фото, самое главное — соблюдайте порядок правильной заправки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  • Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  • Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  • Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  • Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  • Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.
  • Заведение в оглобли. Можно использовать разные способы:

    • перешагнуть жердь;
    • накатить элемент на коня;
    • осадить в деталь около повозки.
  • Закрепление дуги. Нужно встать перед оглоблей так, чтобы морда лошади смотрела вам в лицо. Приставить дугу к ноге справа, а левой рукой ухватиться за гужи, после чего их нужно растянуть и слегка перекрутить (при необходимости), подгоняя длину. Уложить гуж на оглоблю, вставить левый конец дуги (её поднимают так, чтобы кольцо находилось «от человека») в гужевую петлю.
    Далее нужно переложить конец дуги слева перед гужем через оглоблю, разворачивая кольцом вперед. Таким образом, оглобля укладывается в отверстие дуги, которая накладывается на шею животного. Со второй оглоблей поступаем аналогично.
  • Фиксирование хомута. Для затягивания детали необходимо встать с левой стороны от коня и обмотать супонью клещи 1 раз. Упереться ногами в клещи и стянуть супонь, снова обмотав ее.
  • Заправки ремней. Для удобства ремень удерживается правой рукой (большим пальцем), а левой – нужно надавить на клещи справа. В результате этого должна образоваться щель, через которую просовывают вниз конец супони, которую надо затянуть до упора, после чего конец поднимается вверх. В получившуюся петлю пропустить еще одну петельку и снова затянуть и обмотать супонью, кончик которой складывается в 2 раза и продевается в петлю.
  • Крепление повода. Поводок перекрестить и натянуть, после чего накинуть на шею лошади. Пропустить темляк сквозь кольцо, расположенное на дуге, и привязать к одной гуже. Длина должна соответствовать расстоянию, на которое конь сможет вытянуть шею. При этом наклоняться слишком низко она не должна.
  • Крепление вожжей. В некоторых случаях гужи оснащаются кольцами. Тогда необходимо вожжи пропускать через них. Если же кольца отсутствуют, то одна вожжа накладывается над гужей, а вторая – под ней.

Если что-то осталось непонятым, посмотрите видео:

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке. Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна. Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

  • кучер;
  • ямщик;
  • ездовой;
  • извозчик;
  • погонщик и т.д.

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Правила ухода

Если хозяин лошади следит за ее сбруей, то она может прослужить долго. Чем лучше чистится упряжь, тем меньше вероятность, что она может нанести вред животному. Учитывая тот факт, что большинство элементов изготавливается из кожи и ткани, место, где они хранятся должно обладать соответствующим микроклиматом.

Внутри кладовки или помещения не должно быть слишком влажно, поскольку материал быстро подвергается процессу гниения. Если слишком сухо, то кожа становится жесткой, неприятной на ощупь, она может царапать кожу лошади. Войлочные части очень любит моль.

Чтобы нормализовать микроклимат, следует ставить воду в помещение, где слишком сухо и проветривать, если наблюдается повышенная влажность.

Упряжь должна быть не только чистой, но и смазанной. От конного пота и грязи она отвердевает, рвется. Вешают ее на деревянные конструкции, а вот железные вешалки совершенно не подходят, поскольку покрываются со временем ржавчиной и портят не только внешний вид снаряжения.

Особое внимание уделяется тем элементам, которые соприкасаются с телом животного. После работы с лошадью упряжь сначала чистится, только после этого вешается на просушку. Зимой бывает непросто сделать это в конюшне, поэтому оборудуются специальные сушилки или используются другие, отапливаемые помещения для хранения

Зимой бывает непросто сделать это в конюшне, поэтому оборудуются специальные сушилки или используются другие, отапливаемые помещения для хранения

Летом можно просто вывешивать на улицу, но также важно не пересушить кожаный материал, поскольку тогда он теряет свою эластичность и быстро рвется

Войлочные элементы можно простучать палкой, подпругу размягчают руками. Кожаные изделия специально смазывают, чтобы они не затвердевали и не размокали в ненастную погоду. Для этого можно использовать особую смазку, допускается применять конское топленое сало, куда добавляется березовый деготь. Использовать солидол и автолом нельзя – они портят изделие.

Если необходимо в ремнях пробить дополнительные отверстия, не стоит делать это с помощью шила или ножа. Конструкция не пострадает, только если использовать специальный пробойник.

Кольца, пряжки и иные металлические части также требуется защищать от ржавчины. Для этого их в первую очередь протирают керосином, потом сухим отрезом ткани и после наносят любой жир.

Иногда можно заметить, что войлочные элементы обшиваются холстом. В этом случае, после неоднократного соприкосновения с телом животного, они становятся жесткими, пока их не почистят и не просушат.

Обзор конной амуниции смотрите в следующем видео.

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь. У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector