Автор: admin | 16.11.2016 | 12:12 | В рубриках: Год кино, Лента новостей

foto3Совсем недавно в нашей газете был опубликован рассказ о том, как наш земляк П. И. Глушаков снимался в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В конце статьи мы призвали наших читателей, у которых были в жизни подобные истории, откликнуться. Честно говоря, даже и не думая, что это случится так скоро. Буквально через неделю к нам, в редакцию, пожаловал новый гость. Так мы познакомились с Петром Федоровичем Ткачевым, принявшим в свое время участие в съемках фильма «Война и мир».

Простое начало необычной истории

Любая, даже самая интересная жизненная история всегда начинается просто и, можно сказать, даже банально. Начало той, что расскажем вам мы, — не исключение. Родился Петр (кстати, прежнего нашего гостя тоже звали Петром) в селе Нижнее, там вырос, закончил школу и был призван в армию, которая, как известно, меняет не только внешность людей, но и внутренний мир. Иными становятся взгляды на многие вещи, а порой и на жизнь в целом.

Наверное, именно поэтому армейские будни так хорошо помнят все, кто служил. А уж если в этот период ещё и происходили какие-то яркие события, как, например, у нашего гостя, то воспоминания дополняются ещё и рассказами о них, а те в свою очередь передаются сначала детям, а затем и внукам.

Вернёмся к герою нашего рассказа. Итак, призванный 24 мая 1963 года молодой человек отправился из родного села за город Дорогобуж, что находится в Смоленской области, выполнять свой воинский долг. Первого июня его вместе с сослуживцами заселили в готовый палаточный городок, развернувшийся в тех местах. Сначала около месяца были обычные солдатские будни, но потом дело приняло совсем другой оборот.

 Чем дальше, тем интереснее

Девятая рота, куда попал герой нашего рассказа и которой командовал капитан Чернышов, была показательной во всех отношениях, отличалась дисциплинированностью и выступала первой в любом деле. Ей и суждено было сниматься на первом плане в третьей серии «1812 год» художественного фильма по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». «Чтобы снять самый первый кадр, где французы нагишом купаются в озере, нам пришлось сделать марш-бросок за 50 км от места нашего расположения. Вода в реке была холодной, — улыбаясь, рассказывает Петр Федорович, — а мы дубль за дублем входили и выходили из реки. Замерзли так, что зуб на зуб не попадал. В тот момент я и подумал, что смотреть кино, лёжа на диване, гораздо приятнее, чем создавать его». Кроме вышеназванной роты в качестве массовки, изображавшей две армии, было занято более 12 тысяч человек пехоты, сформирован полк кавалерии почти в 1000 сабель.

Битву неспроста решили снимать именно в здешних местах под Дорогобужем, в долине Днепра, они действительно по рельефу походили на Бородино.

foto2В течение трёх месяцев Петр вместе с другими солдатами, участниками массовки, вживался в образ. Поднимались в 4.00, шли 3 км через понтонный мост до места съемок, где и проводили время до самого вечера. Беседы о технике безопасности и о том, как вести себя в том или ином эпизоде, проводил с ними сам Бондарчук. «Сергей Федорович запомнился мне необычайно спокойным, терпеливым, добрым и внимательным. Другими словами, это был душа-человек! Каждое утро переодетые в форму французской армии тех времён, с оружием мы строились и шли в атаку, до деталей имитируя сигналы, построения и все приёмы ведения боя. Один и тот же кадр мог сниматься десятки раз, — вспоминает Петр Федорович. – С отснятым материалом С. Бондарчук на вертолете вылетал в Москву, где шёл монтаж, и, если что-то было не так, всё снималось заново. К вечеру с ног валились от усталости, белые штаны превращались в чёрные, нужно было самим их выстирать и высушить, чтобы к утру быть в чистой форме».

Центральная панорама главного сражения снималась 25 августа 1963 года — в этот день 151 год назад русские войска выстояли в труднейшей героической схватке с иностранными захватчиками. Считается, что никто прежде не показывал войну так масштабно, как сделал это Сергей Бондарчук в сценах Бородинского сражения.

Все поле боя было разделено на секторы. В каждом секторе — своя полевая рация, принимавшая распоряжения с центрального командного пункта. Пиротехники подготовили к сражению дымовые шашки и взрывные смеси. Сапёры навели мост, построили «флеши Багратиона». Артиллеристы установили на пригорке пушки «батареи Раевского».

На постановку «боя» тогда израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек, 1500 снарядов. Для съемок этой сцены было изготовлено 9 тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, точные копии русских и французских орденов и медалей, оружия. И при этом удалось добиться полной безопасности: в адском грохоте и дыму не произошло ни одного несчастного случая!

«Мы очень переживали за лошадей, но ни одно животное не пострадало. С ними работали опытные каскадеры. Во время выстрелов или взрывов седоки при помощи специальных приспособлений потихоньку подгибали лошадям ноги и те аккуратно падали, не причинив себе вреда, — рассказывает наш гость. –  Это в фильме гибнут лошади, солдаты умирают, корчатся в страшных мучениях раненые. Причем, выглядит это правдиво, когда не знаешь, что при сигнале: «Стоп кадр, снято!» лошади оживают, люди встают, поправляют мундиры и уходят на отдых или начинают всё заново. Кино – это тяжёлый труд. Надо очень любить эту профессию, чтобы отдаваясь роли сполна, каждый день проживать чужие жизни».

Немного о самом фильме

Фильм-эпопея «Война и мир», снимавшийся в течение пяти лет, оказался одним из самых дорогостоящих (29 млн. долларов) даже по мировым меркам, хотя гигантская массовка в 120 тысяч солдат, упомянутая в книге рекордов Гиннеса, практически обошлась бесплатно, был специально создан кавалерийский полк, распущенный в начале 90-х. Работа над лентой контролировалась Министерством культуры СССР и стала делом престижа для Советского Союза. Её создание потребовало усилий всей страны.

foto1Для съёмок использовалось принципиально новое кинематографическое оборудование, коллекции 40 музеев страны, свыше 40 предприятий производили вооружение и экипировку, от табакерок до телег. За право написать музыку для картины конкурировали всемирно признанные композиторы: Шостакович, Свиридов, Хачатурян. В 1962 году Вячеслав Овчинников был ещё никому не известным студентом консерватории, но именно его выбрал Сергей Бондарчук, режиссер фильма, сыгравший в нем Пьера Безухова. Для того, чтобы соответствовать экранному воплощению, Сергей Бондарчук был вынужден даже прибавить в весе около 10 килограммов. Супругу Пьера — Элен Безухову — сыграла супруга Бондарчука Ирина Скобцева. В фильме снялась целая плеяда замечательных советских актёров: В. Тихонов, Л. Савельева, О. Табаков и многие другие.

14 марта 1966 года в кинотеатре «Россия» состоялась премьера 1-й серии фильма «Война и мир» («Андрей Болконский»), собрав аудиторию в 58 миллионов зрителей. Премьера 2-й («Наташа Ростова») — 20 июля 1966. Работа над 3-й серией («1812 год») закончилась 28 декабря 1966 года, а съемки 4-й серии («Пьер Безухов») продолжались до августа 1967 года. Показ фильма на международных фестивалях в Венеции и Мар-дель-Плата, премьеры в Париже и на других зарубежных экранах принесли триумф советскому киноискусству. Американцы отметили «Войну и мир» премией «Оскар» как лучший иностранный фильм года и премией кинокритиков «Золотой Глобус».

О том, что было потом

После нескольких месяцев съемок в кино, Петр был отправлен для прохождения дальнейшей службы в Костромскую область, на артбазу, считавшуюся по тем временам секретным объектом. Служил хорошо, принимал активное участие в художественной самодеятельности, за что и получил в подарок рубашку и фотоальбом.

24 ноября 1966 года вернулся Пётр в родное село, женился. Кстати, это тоже интересная история. Перед уходом в армию, приглянулась ему на танцах девчонка лет пятнадцати, он, полушутя, полусерьёзно, возьми да и скажи: «Вот дождёшься меня из армии, приду и женюсь!» О сказанном и он, и она вспомнили потом, когда после возвращения Петра из армии (а служил он три с половиной года) случайно встретились снова. К тому времени девчонка-подросток превратилась в симпатичную, привлекательную девушку и работала на фабрике «Дзержинка» в г. Клинцы, а время от времени приезжала домой навестить родных. Вот так обрёл Пётр свою Надежду и живет с ней уже много лет. Вместе вырастили и воспитали сына Владимира и дочь Татьяну, которую Петр Федорович ласково называет «моя санитарочка», видимо потому, что родилась она как раз 9 мая. Став взрослыми, дети подарили дедушке с бабушкой внука и двух внучек, в которых супруги Ткачевы души не чают. Следующий год станет для Петра Федоровича и Надежды Федоровны юбилейным, они отметят 50-летие совместной жизни, золотую свадьбу.

Съемки в кино так и остались просто лишь эпизодом в жизни и никак не были связаны с профессией, полученной в Кокинском сельскохозяйственном институте. Петр Федорович трудился в родных местах агрономом, затем – управляющим отделения, а после – главным агрономом. Семь лет работал председателем колхоза «Восход». «Я счастливый человек», — просто говорит Петр Федорович, но эти слова звучат так, что и добавлять ничего не нужно: все остальное легко читается по его глазам.

P.S.: Вот такая история. По ней тоже можно было бы снять добрый, хороший, многосерийный и обязательно со счастливым концом фильм. Только зачем, когда гораздо интереснее жить без всякого сценария, радоваться каждому эпизоду своей жизни и счастливо осознавать, что в ней ты – главный режиссер.

Мы с нетерпением ждем ваших новых историй!

Нелли Исаева

Эта запись была опубликована 16.11.2016в 12:43. В рубриках: Год кино, Лента новостей. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить свой комментарий .

Отрицательный голосПоложительный голос Вы будете первым, кто оценит данную статью
Loading...Loading...

RSS подписка на новости

Оставьте свой комментарий

Примечание: Осуществляется проверка комментариев, и это может задержать их публикацию. Отправлять комментарий повторно нет необходимости.